Учителям надо больше думать о знаниях, которые они должны передавать детям, а не о том, что "несправедливое " финансирование сделает детей ущербными личностями.
Уважаемая,
Патри!
О финансировании школы думают не учителя, а администрация школы, которая обязана обеспечить функционирование школы соответственно её статусу. Главные условия - это наличие высококвалифицированных кадров, хорошая материально-техническая база, достаточное количество часов (уроков, предпрофильных и профильных занятий, занятий по выбору учащихся и т.д.), которые напрямую зависят от уровня финансирования школы.
Финансирование школ из бюджета Московской области с 1 сентября 2008 г. осуществляется на основе нормативно-подушевого принципа, т.е.
в зависимости от статуса образовательного учреждения и количества учащихся в каждой образовательной ступени.
Закон Московской области предусматривает разные
нормативы для школ без статуса и школ, имеющих статус:
1-4 кл. – для средней школы – 28 730 руб. в год на 1 ученика, для гимназии/лицея – 32 508 руб.
5-9 кл. – для средней школы – 31 640 руб. в год на 1 ученика, для гимназии/лицея – 49 124 руб.
10-11 кл. – для средней школы – 40 331 руб. в год на 1 ученика, для гимназии/лицея – 52 013 руб.
На муниципальном уровне бюджет с 1 сентября 2008 г. должен был формироваться не на сеть общеобразовательных учреждений по усреднённым по-муниципальным нормативам (как это было все предыдущие годы), а
по нормативно-подушевому принципу, на уровне каждой школы в отдельности.
Муниципалитет (отдел образования)
должен был не только
рассчитать и применить норматив, определённый Законом Московской области № 111/2008-ОЗ от 17 июля 2008 г., как минимальную стоимостную норму, гарантирующую каждому учащемуся нашего города получение стандартной образовательной услуги, но и
сделать эту информацию доступной и Совету депутатов, и всей общественности.
К сожалению, ни депутатам, ни администрации лицея №3 и его родителям (в частности, генеральному директору АНО) добиться от соответствующих должностных лиц муниципалитета открытости и ясности процедуры распределения бюджетных средств между школами города так не удалось. Это и привело к возникновению конфликтов. Особенно острый конфликт возник в сентябре 2008 г., когда муниципалитетом согласовывалось и утверждалось штатное расписание лицея №3.
Процедура запуска любой школы в работу на следующий учебный год такова:
шаг №1) сначала администрация школы составляет и согласовывает с муниципалитетом
«учебный план» (простыми словами – определяется, в каком объёме и какие предметы, элективные курсы
(т.е. курсы по выбору учащихся, которые, как правило, посвящены углублённому изучению предмета и подготовке к ЕГЭ), кружки и т.д. будут проводиться в течение учебного года);
шаг №2) согласно учебному плану составляется и согласовывается с муниципалитетом
«Сетка часов» - сводный документ, который является главным для составления штатного расписания и получения финансов; в нём отражается абсолютно всё количество часов, которое отражено в учебном плане, здесь же запрашиваются и дополнительные часы на деление на подгруппы во время проведения ин. языков, информатики, физ-ры в старших классах, деление на подгруппы во время проведения лабораторных и практических занятий по химии, физике, биологии, возможно и других предметов, в зависимости от специфики
(она определяется статусом школы – гимназия, лицей, школа с угл. изуч. отдельных предметов и т.д.) работы школы, а также дополнительные часы на элективные курсы, т.е. занятия (как обязательные, так и дополнительные) по выбору учащихся.
Находится общее количество часов и высчитывается ФОТ – фонд оплаты труда школы.
Основное требование для администрации школы – не выйти за пределы средств, выделенных учреждению по установленным нормам (нормативный ФОТ высчитывается с учётом статуса школы и количества детей в каждой образовательной ступени). Это и есть те средства, которые поступают из области в виде субвенции в муниципалитет на ту или иную школу.
Органы местного самоуправления не могут уменьшать объем средств муниципального бюджета, направляемых на финансирование каждого в отдельности муниципального образовательного учреждения - п.6.1 Ст. 29 и п. 4 Ст.41 федерального закона «Об образовании» (более подробно о нарушениях законодательства - позже).
шаг №3) согласно учебному плану и сетки часов составляется, согласовывается и утверждается муниципалитетом
«Штатное расписание» школы, где расписываются
- должности по трём категориям: административный состав, педагогический персонал, учебно-вспомогательный и малый обслуживающий персонал;
- количество ставок на каждую должность;
- примерная сумма, затрачиваемая на эти ставки;
- суммы на различные доплаты в соответствии с нормативно-правовыми актами муниципалитета»
- ФОТ на месяц и год.
На основании п.66 Типового положения об общеобразовательном учреждении
«школа самостоятельно формирует свое штатное расписание в пределах средств, выделенных учреждению по установленным нормам». Допускается также в штатное расписание вместо одних должностей, предусмотренных Типовыми штатами, вводить другие, необходимые для реализации учебного плана, соответствующих образовательных программ и обеспечения нормальной работы школы.
Органы управления образованием не вправе обязывать общеобразовательные учреждения приводить свои штатные расписания к Типовым штатам или иным нормативам, если учреждение не выходит за пределы средств, выделенных ему по финансовым нормам госстандарта.
шаг №4) согласно учебному плану, сетки часов и штатному расписанию составляются (с учётом требований СанПиН 2.4.2.1178-02)
расписания занятий для учителей (утверждается директором школы после согласования с профсоюзным комитетом) и для детей (утверждается директором школы). Муниципальный орган управления может запросить расписание занятий только с целью проверки его на соответствие СанПиН 2.4.2.1178-02.
Кстати, ни одна школа не в состоянии в полном объёме выполнить требования СанПиН 2.4.2.1178-02. Причин множество: перенаполняемость школы учащимися (что влечёт за собой нехватку кабинетов и вторую смену), особый режим работы (когда дети обучаются по своим индивидуальным учебным планам), отсутствие нужного количества кадров, необходимые школе совместители, которые, определяя возможный день своей работы в школе, могут как сами не вписаться в СанПиН-овские нормативы, так и других учителей из них вывести и многое другое.
Однако
для лицея №3 наши муниципалы установили свои правила, поменяв местами шаг №3 и шаг №4. Было выдвинуто требование сначала составить расписание занятий (летом, в начале июля, когда кадровый состав может измениться вплоть до 30 августа, т.е. одни учителя могут уйти, другие поступить на работу), а потом будут рассматривать вопрос со штатным расписанием. Это не просто нарушение процедуры, а полный абсурд:
составить расписание для несуществующих (на момент составления расписания)
штатных единиц. И этим должен заниматься завуч, который, как и все учителя, в июле-августе находится в отпуске. Но самое главное, что это мартышкин труд, т.к. это расписание всё равно не сможет стать действующим, как из-за возможной подвижки кадров, так и из-за различных условий, выдвигаемых учителями-совместителями, в которых нуждается школа, или учителями школы, которые могут в сентябре заявить тот или иной методический (свободный от уроков) день для посещения различных курсов повышения квалификации (о курсах может стать известно в августе или в начале сентября).
Согласно ст. 74 Трудового Кодекса РФ учебные планы и
штатные расписания общеобразовательных учреждений
должны разрабатываться, согласовываться и утверждаться не позднее, чем за два месяца до начала нового учебного года.
Однако
в нашем муниципалитете комиссия по утверждению штатных расписаний была создана только 12 сентября, а работать начала с 16 сентября, т.е. в то время, когда школы работали, как говорится, уже на полных парах. Всё было бы ничего, но
комиссия стала требовать сократить штатные единицы.
В результате директора школ были вынуждены
во второй половине сентября ставить некоторых своих сотрудников перед фактом сокращения с 1 сентября2008 г. занимаемой ими штатной единицы и отправлять отработавших почти месяц людей восвояси.
Пушкарёва С.И., исполняющая на тот момент обязанности директора лицея, отказалась выполнять эти требования.
Все распоряжения работников муниципалитета поступали исключительно в устной форме. Пушкарёва соглашалась их выполнить только на основании письменного указания, устные отказывалась выполнять, аргументировано, опираясь на законодательную базу РФ и Московской области, отстаивала права своего учреждения (учителей, учащихся и их родителей). Пушкарёва направляла несколько служебных записок, в одной из которых (середина октября) была просьба разрешить выплатить заработную плату работникам лицея за фактически отработанное в сентябре время. Пушкарёву пытались пугать тем, что привлекут к ответственности за задержку зарплаты. «Включали» массу других «пугалок». Но не тут-то было. Оказалось, что и учителя и администрация школы не только знают законы, но и не побоялись отстаивать свои права и права родителей (детей). Начальники попыжились, а деваться некуда – закон не на их стороне.
Несмотря на то, что учебный год был в полном разгаре,
штатное расписание лицея длительное время оставалось неподписанным. В конце октября в школу поступил документ за подписью Главы, в котором сказано о том, что штатные расписания всех общеобразовательных учреждений города утверждены и прилагаются к данному документу. Однако само приложение - штатное расписание отсутствовало.
В результате
лицей длительное время (до середины декабря) работал без согласованного и утверждённого штатного расписания, по сути дела нелегально. Сентябрь-декабрь школу трясло, т.к. муниципалитет каких только проверок не насылало на лицей.
Так вот теперь можно
вернуться к теме про «рыльце в пушку».
Не думайте, что лицей №3 дураки, и не понимали, что те, у кого, как здесь на форуме говорилось, «рыло в пуху и не только», владеют более мощными ресурсами.
Если бы у лицея было что-то в пуху, то сидели бы и не вякали, выполняли бы как миленькие всё то, что прикажут ... Просто чиновникам не удалось своими грязными технологиями повесить на свой крючок администрацию лицея, оттого и бесятся.
А теперь и риторический вопрос:
так чья это мстя, или вовсе не мстя?
Изменено: Светлая, 13 Февраль 2010 - 13:24